|
|||||||
Пешеходные экскурсии
|
![]() Усадьба предпринимателя, издателя, библиофила, коллекционера, одного из крупнейших московских благотворителей, купца 1-й гильдии, потомственного почётного гражданина, коммерции советника Козьмы Терентьевича Солдатенкова (1818-1901) на Мясницкой считалась одной из художественных достопримечательностей «старой Москвы», одним из её культурных центров. Здесь размещались его галерея картин и скульптур, богатая библиотека и собрание старинных икон Строгановского письма. По желанию владельца залы особняка декорировали в мавританском, византийском, античном духе, столовую оформили в стиле эпохи Возрождения. ![]() Про историю усадьбы и её владельцев я рассказываю на пешеходной экскурсии «Мясницкая, где каждый дом поэма». А вот увидеть её, не говоря уже о том, чтобы зайти в особняк, теперь невозможно. В советское время здесь находилась Общественная приемная Министра обороны СССР. После ремонта, проведенного Министерством обороны РФ в 2009-2011 гг. за казенный счет силами гастарбайтеров, решётку усадебной ограды затянули листами белого пластика. Территория закрыта и скрыта от граждан. Панорама старинной улицы Мясницкой испорчена. Посетить усадьбу и особняк К.Т. Солдатенкова в таких условиях можно только виртуально. ![]() Современный ансамбль из 3-х жилых зданий – особняка в глубине двора и 2-х выходящих на линию улицы боковых флигелей – это только парадная часть прежней обширной усадьбы. Всё владение в XVIII - XIX вв. включало еще задний хозяйственный двор с корпусами служб, сад и 2 пруда. ![]() В основе главного дома палаты конца XVII – начала XVIII вв. В 1819-1821 гг. по проекту О.И. Бове их превратил в ампирный особняк с высоким стройным 6-колонный коринфским портиком и богатым лепным декором А.Г. Григорьев. Заложенную тогда пространственную композицию объёма (низкий цокольный этаж, бельэтаж с анфиладой парадных комнат, мезонин и антресоли) и большие прямоугольные оконные проёмы сохранили и при следующей перестройке. ![]()
Архитектор А.И. Резанов по заказу последнего владельца усадьбы К.Т. Солдатенкова к 1857 г. изменил декор фасада и ордер портика на ионический, укрупнил оба флигеля и пристроил к левому торцу особняка парадный вестибюль, внутри облицованный мрамором.
![]()
Но наиболее радикально, богато и эклектично были переделаны интерьеры. В особняке появились «помпейский», «византийский», «античный» залы, «мавританская» курительная комната, «светёлка» на антресолях с изразцовой печью.
![]()
В столовой, облицованной резными деревянными панелями, стоял уникальный монументальный буфет из красного дерева со стойкой для угощений.
![]()
«Но есть еще весьма интересный уголок дома, особенно для любителей византийского искусства, - отмечал писатель П.Д. Боборыкин. - Это - домашняя молельня, помещающаяся у площадки, откуда идет лестница в мезонин. Единственное окно, всё в цветных стеклах, оставляет молельню в полутьме. Сводчатый потолок и стены расписаны в старом византийском стиле… Эта молельня, с характером "древнего благочестия", составляет своеобразный контраст с остальными комнатами, где западное и русское искусство чередуются в ярких образцах. Только она и говорит, собственно, про коренную старую Москву с её древними религиозными идеями; всё же остальное - Европа и европейско-русское искусство, начиная с фасада дома, с его греческими линиями и размерами».
![]()
Солдатенков был из старообрядцев, приемлющих священство Белокриницкой иерархии (поповцы). С Богом общался, служа в домашней молельне вместе с дальним родственником, торговцем церковными старопечатными книгами, Сергеем Михайловичем Большаковым. Оба при этом надевали кафтаны особого покроя.
Сводчатый потолок молельни был расписан наподобие неба со звёздами и ангелами, стены - арками, вязью на красном фоне, порталы и откосы окон - византийскими и древнерусскими орнаментами. Всё это в советское время закрасили. Окна, возможно, остались от палат XVII века.
![]()
Будучи старообрядцем, Солдатенков в сам особняк свой «представителей иных конфессий» пускал не часто. Для них предназначался правый — гостевой — флигель. Именно там собирались многочисленные гости, вели деловые переговоры, знакомились, обсуждали последние события в политической и культурной жизни... Естественно, все это сопровождалось традиционным купеческим столом со всевозможными яствами, московским чаем или почти уже традиционным кофе со всеми подобающими кулинарными изысками. Именно в этом флигеле висела знаменитая картина П.А. Федотова «Завтрак аристократа». Сейчас она в Третьяковке.
![]() Известный некогда на всю Москву флигель в советское время стоял почти разрушенным. Его научное воссоздание из аутентичного кирпича по проекту О.И. Бове выполнили в начале 2000-х владельцы кофейни-ресторана «Аристократъ». Об этом рассказал в своей книге «От мечты до успеха» один из партнеров Роман Анатольевич Трунин.
Использованы фотографии из собственной коллекции, ЖЖ-дневника блогера AROMUS и с сайта mmsk.ru.
|
Памятники XIX века
Городская усадьба К.Т. Солдатенкова на Мясницкой
|
||||||||||||||||||||||||||||||
| |||||||||||||||||||||||||||||||
|
© Голубинская Татьяна, 2009-2023 |
Материалы сайта являются результатом интеллектуальной деятельности |
|
![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() |
|
XPUB.RU Статьи по обмену |